Театральные и семейные роли Фатимы Касьяненко

4 августа отпраздновала свой день рождения прима Донбасс Оперы заслуженная артистка Украины, заслуженный деятель музыкального искусства Фатима Касьяненко. Ее голос – настоящий бриллиант. Ее судьба – готовый сценарий для качественного сериала. Ее жизненная позиция – никогда не останавливаться, постоянно заниматься саморазвитием и самосовершенствованием.

Сегодня Фатима – состоявшаяся оперная певица, счастливая жена, мама и даже бабушка. В последнее верится с трудом, когда смотришь на эту миниатюрную, полную энергии, сияющую молодостью женщину. Тем не менее внук Тимур, которому три с половиной года, уже гордится своей молодой бабушкой – оперной дивой. Дочь Фатимы Полина Кадирова уверенно идет по стопам мамы, а шестилетний сын Матвей показывал наличие вокальных данных еще в младенчестве. Поэтому сегодня наша прима счастлива, востребована, полна новых планов и идей. Но насколько непростым был ее путь к успеху и какие преграды пришлось преодолевать, Фатима Касьяненко рассказала в интервью корреспонденту «Вечерки».

Двоюродная внучка Лемешева

Да-да, это не шутка. Наша прима действительно родственница великого тенора. Ее бабушка по маминой линии – двоюродная сестра Сергея Лемешева. Талант они получили в наследство от каких-то общих предков. Причем достался он не только героине нашей статьи, но и ее старшей сестре Аризе, окончившей Московскую консерваторию, где ее педагогами были Елена Образцова и Вера Кудрявцева-Лемешева. Ариза Бенин сейчас живет в Москве, была солисткой «Госконцерта», сейчас продолжает исполнительскую деятельность, а также преподает в Российской академии музыки имени Гнесиных.

Фатима шла к творческой вершине более тернистым путем. Она родилась в Грузии, в городе Рустави. Была младшей, любимой дочкой и сестрой. С раннего детства девочка брала высокие ноты, удивляя педагогов подвижностью и диапазоном голоса. Она всегда знала, что быть оперной певицей – ее судьба. Учеба в музыкальной школе давалась легко и приносила ей массу радости.

Когда девушке исполнилось 17 лет, она пережила огромное горе. После тяжелой болезни из жизни ушел самый близкий человек Фатимы – мама. Они с отцом долго боролись за нее, но коварный недуг все же взял верх. Пережить эту невосполнимую утрату помогла старшая сестра, забрав недавнюю выпускницу школы в Москву.

Любовь нечаянно нагрянет….

В столице голос юной певицы оценили по достоинству. За огранку этого роскошного бриллианта взялись лучшие педагоги Государственного музыкального училища имени Гнесиных.

Но окончить его у девушки не получилось. Она встретила первую и единственную любовь в своей жизни – талантливого парня из Донецка Вячеслава Касьяненко. Подающий большие надежды трубач учился на подготовительном курсе Московской консерватории. С первого взгляда они поняли, что это не случайное совпадение и судьба свела их вместе потому, что они – две половинки одного целого. Влюбленные очень быстро поженились, через год у них родилась дочь Полина, бытовые проблемы на время заставили бросить учебу. На семейном совете молодая семья решила перебраться в Донецк, где у ее главы были родственники, готовые поддержать.

Главный педагог примы

Ради семьи Вячеслав пожертвовал своим творчеством и занялся бизнесом. При его поддержке Фатима смогла продолжить музыкальное образование в Донецкой консерватории, нынешней музыкальной академии имени С. С. Прокофьева.

На первом же курсе она попала в руки замечательного педагога – народного артиста Украины, профессора Николая Семеновича Момота. Из его класса вышло немало певцов и певиц мирового уровня. И конечно, мэтр не мог пропустить такой отличный природный материал, как голос Фатимы Касьяненко. Несмотря на то что некоторые студенты сетовали на сложный характер профессора, у нашей героини за пять лет учебы не было ни одной конфликтной ситуации с Николаем Семеновичем. Не было потому, что оба мыслили одними категориями и понимали, что для достижения мечты нужно много трудиться. Подобно ювелиру великий тенор превращал алмаз, которым был голос его ученицы, в сияющий всеми гранями бриллиант. И результат не заставил себя долго ждать. Сразу после получения диплома Фатима стала солисткой Донецкого театра оперы и балета. Произошло это в 1999 году.

От Розины до Кристин Даэ

Первой партией, выбранной руководством театра для выпускницы консерватории, стала Розина из оперы «Севильский цирюльник». Кроме технической сложности, эта роль требовала еще и незаурядного актерского таланта, умения продемонстрировать характер, быть подвижной на сцене. Фатима справилась на отлично, и успех дебютного спектакля стал для нее пропуском в штат театра.

Творческая жизнь молодой солистки была насыщенной. Кроме оперных партий, были и яркие роли в опереттах, и неповторимые образы в детских сказках.

Если спросить у постоянных зрителей Донбасс Оперы, какая из ролей Фатимы им нравится больше всего, то разброс ответов будет очень большим. Кто-то назовет Виолетту из «Травиаты». Другой вспомнит нежную Джильду из «Риголетто». Будут и такие, кто в восторге от своенравной Адины из «Любовного напитка», ветреной Мюзетты из «Богемы» или озорного пажа Оскара из «Бала-маскарада». Поклонники оперетты вспомнят находчивую Адель из «Летучей мыши» или жизнерадостную Стасси из «Сильвы». А совсем юные зрители, без сомнения, назовут Кристин Даэ – главную героиню оперы-балета «Он хотел жить как все». Этот необычный экспериментальный спектакль стал не просто новым опытом для певицы, но и очередной ступенькой в ее творческой карьере.

Казалось бы, спеты почти все самые известные оперные партии, подходящие для лирико-колоратурного сопрано. О чем еще можно мечтать? Можно! Фатима мечтает исполнить главную партию в какой-нибудь сказочной опере. Хотя и такой опыт у нее уже есть – это роль Лиу в «Турандот».

Нравится приме и русский репертуар. В ее багаже – Марфа из «Царской невесты», Иоланта из «Иоланты», Прилепа из «Пиковой дамы».

Семейное гнездо

При наличии огромного количества творческих достижений Фатима считает главными в жизни отнюдь не карьеру и успех. Самыми базовыми, самыми нерушимыми для нее остаются семейные ценности, а основным поводом для гордости – дети.

Фатиме и Вячеславу повезло. У них – девочка и мальчик. Разница между дочкой и сыном – 20 лет. Оба ребенка родились в тяжелые для семьи периоды. Полина – в лихие 90-е, а Матвей – летом 2014-го, под обстрелами.

О сыне семья мечтала долго. На определенном этапе супруги ощутили, что, несмотря на достижения и успехи, чего-то в их жизни не хватает. Поразмыслив, поняли – сына. Долгожданный мальчик появился на свет в июле рокового для Донбасса 2014-го. Фатима не рискнула никуда выезжать на большом сроке беременности и стойко переносила все ужасы обстрелов в квартире, расположенной в Кировском районе Донецка.

Когда Матвей родился, свою выпускницу выручил педагог. Тогда Николай Семенович Момот с супругой жил в Крыму и предложил Фатиме и Вячеславу вместе с новорожденным сыном пожить в его квартире в Ворошиловском районе Донецка (дочь Полина тогда училась в Москве). Это в прямом смысле спасло жизнь семье. Буквально через несколько дней после переезда в их жилище в Кировском районе угодил украинский снаряд.

Несмотря ни на что, когда осенью 2014-го в Донбасс Опере открылся сезон, молодая мама Фатима вышла на работу. Матвей рос за кулисами театра. Пока прима была на сцене, коляску с малышом качали ее коллеги. «После таких испытаний мальчик просто обязан стать оперным певцом!» – шутят в Донбасс Опере. Будем надеяться, что в этой шутке окажется большая доля правды.

Ольга СТРЕТТА