Казачьи традиции на сцене

Что вы представляете себе, услышав название «Казачий двор»? Славных воинов Дона на конях и с шашками? Или их же, но вне поля боя, за плетеным забором, в глинобитном курене? Да, герои нашего материала тоже носят шаровары и белые фартуки, но главное их оружие – голос. Сегодня мы расскажем вам о донецком театре народной песни «Казачий дворъ».

Три в одном
В 2002 году в донецком городском Дворце детского и юношеского творчества появился ансамбль народной песни «Казачий дворъ». В его создании участвовали трое молодых, талантливых, искренне влюбленных в казачью песню педагогов: Елена и Борис Авраимовы и Ольга Мельник. Сегодня коллектив, благодаря работе этих наставников, перерос звание ансамбля и получил статус театра народной песни.
Мы пообщались с одним из создателей и руководителей коллектива – Еленой Авраимовой. Она рассказала нам о жизни «Казачьего двора» – от зала репетиций до большой сцены.
Елена Авраимова
– Чем занимаются «жители казачьего двора»?
– Мы ­называем себя «танцующими вокалистами». Хотя основная направленность коллектива – народная песня, у нас также очень серьезная хореография и неплохое сценическое мастерство. Поэтому задачи перед воспитанниками мы ставим сложные: совместить вокал, танец, актерскую игру и в целом показать зрителю хорошее выступление.
Елена и Борис Авраимовы
Без лишних звуков
– Есть ли у вашего коллектива традиции?
– Да, и довольно много. Перед тем как готовить номер, я нахожу текст и раздаю его ребятам. Мы вместе проговариваем песню, стараемся прочувствовать ее, проживаем. После этого всегда приходят хорошие идеи для номера. Теперь можно приступать к изучению танцевальных движений и раздаче вокальных партий.
Традиционно перед началом репетиции дети выстраиваются в две линии: сначала девочки, а за ними мальчики. Мы делаем поклон, таким образом приветствуя друг друга. Только после этого приступаем к самим занятиям.
– Как проходят эти репетиции?
– Сначала мы выполняем дыхательные упражнения, после разогреваем голос и распеваемся. Только после этого начинаем отрабатывать номера. Кроме того, один день в неделе полностью посвящаем хореографии и актерскому мастерству. Мы с коллегами учим детей жить на сцене, не произносить ни одного пустого слова во время отчетного концерта, не издавать лишних звуков, не делать ненужных жестов.
Екатерина Егорова
«Дворъ» выходит во двор
– Что вы показываете на отчетном концерте?
– Это ежегодное мероприятие, на котором мы подводим итоги работы коллектива: показываем самые успешные номера всех групп. В данный момент у нас пять возрастов: подготовительная группа (5–6 лет), младшая (7–10), средняя-младшая (11–13), средняя-старшая (14–16) и старшая (16–18). Обычно мы проводим концерт на сцене актового зала, но в этот раз решили изменить традиции и перенесли наш «двор» на улицу, в парк дворца. Вот это и есть отчетный концерт – не оценочный экзамен, но показатель нашего труда.
– А есть еще и оценочные испытания?
– Конечно, выпускники сдают три экзамена: по вокалу, хореографии и актерскому мастерству. После этого они получают свидетельство об окончании учреждения дополнительного образования с результатами этих испытаний. Но оценками мы никогда ребенка не обижаем и еще до его прихода на экзамен знаем, что он получит.
– Какие трудности приходится преодолевать «Казачьему двору» каждый день?
– Сейчас мы страдаем от нехватки времени. У нас концерт за концертом, и частые выступления выматывают воспитанников. Да и дети стали другими. Смартфоны забирают у нас их внимание. Но мы научились возвращать интерес учеников – показываем все на личном примере. Вместе с ребятами поем, танцуем. Раньше же мы и сами выступали на сцене, поэтому показываем им видео с концертов, рассказываем о своем опыте. Дети хотят выглядеть так же, откладывают телефон и продолжают работать.
С малышами в этом плане полегче: мы им клеим смайлы: радостный – оценка «5» и так далее. Никто не хочет получить грустную гримасу, вот и стараются.
Данил Могильный
Подглядывать, но не воровать!
– Есть ли у вас образец для создания номеров?
– Нет, постановкой мы занимаемся сами, не заимствуя ничего у наших коллег. У нас должно быть свое лицо, и мы не можем позволить себе плагиат. Да, какое-то время нам нравилось смотреть выступления «Кубанского казачьего хора», «Хора Пятницкого». Можно ориентироваться на кого-то, наблюдать за чьей-то деятельностью, но воровать чужие идеи или даже номера – неприемлемо.
– Наверняка участвуете в выездных конкурсах? Как ощущения?
– Да, до ковидных ограничений мы успели съездить на концерт в Санкт-Петербург. Выступали три солиста и две группы: старшая и средняя-старшая. Мы привезли тогда с конкурса Гран-при и первые места. Дети получили море эмоций и до сих пор с восхищением вспоминают эту поездку, хотят снова посоревноваться в выездном конкурсе.
– Сколько вас и как к вам попасть?
– Сейчас у нас 80 воспитанников. Каждый год мы проводим дополнительный набор в подготовительную группу. Принимаем детей от 4 лет без вступительных испытаний. В основные же группы ученики попадают после прослушивания. Требования не очень высокие: важно, чтобы ребенок имел музыкальный слух, а все остальное мы сможем сделать при совместной работе. Так и пополняем наши ряды.
Ольга Мельник
Все за одного
Мы также пообщались с вокалистами «Казачьего двора» и узнали, в чем они видят особенность своего коллектива.
«Мне нравится ощущать на сцене свое единство со всем ансамблем. Один за всех, и все за одного! Мы как одна большая семья», – отмечает воспитанница средней-старшей группы Екатерина.
***
«Это здорово, когда ты можешь принести людям удовольствие и радость. Но еще круче – когда видишь отдачу от зрителей и осознаешь, что люди в зале получили те эмоции, которые мы совместной работой стремились им передать. Это очень вдохновляет!» – добавляет ученик старшей группы Данил.
Автор Валерия ХМАРА